Ницше насчитывал во всей истории существования человечества лишь 5-6 великих людей, которых он определял как «те, которые задают направление». Достоевского он великим не называл.
А мы назовём.
Но с одним уточнением.
В мире литературы Достоевский – великий человек.
О́н задал направление. О́н повернул русло европейской литературы по своему усмотрению. После не́го она изменилась навсегда. То, что было пережито Достоевским, проговорено им и выговорено в XIX веке, европейская литература в лице экзистенциальной (одной из наивысших своих вершин) будет переживать уже в XX-ом.
Он оказал влияние на многих (и не только в литературе): Ницше признавался, что Достоевский принадлежал к самым счастливым открытиям в его жизни, Макс Брод в воспоминаниях отмечал, что именно пятая глава романа «Подросток» во многом предопределила своеобразный стиль Кафки, а Эйнштейн отзывался о Достоевском едва ли не восторженнее, чем многие писатели. Казалось бы, знаменитый физик должен был в числе своих кумиров в первую очередь назвать предшествовавших ему ученых. Но Эйнштейн заявил: «Достоевский дал мне много, необычайно много, больше Гаусса» (к слову, именно работы Гаусса помогли Эйнштейну разработать математическую основу его теории относительности!). В переписке с коллегами Эйнштейн называл «Братьев Карамазовых» «самой пронзительной книгой», которая попадала ему в руки.
Что же такого важного на страницах своих произведений поведал Достоевский, что Бердяев однажды напишет: «Он завлекает и затягивает. И все делается пресным после того, как побываешь в царстве Достоевского, — он убивает вкус к чтению других писателей»? Почему персонажи его произведений оказались такими важными не только для русской, но и мировой литературы? Какие смыслы несут в себе они? Откуда взяты сюжеты его книг? Размышление над этими и многими другими вопросами из мира литературы Достоевского, стали центральной темой лекции, состоявшейся в Детской библиотеке 12 января для старшеклассников школы №10.