4 ноября мы отмечаем День народного единения и вспоминаем, что же предшествовало событиям, ознаменовавшим этот праздник. А им предшествовала Смута, - странное, противоречивое время, когда народ был обездолен и потерян, а российский трон мечтали захватить самозванцы.
В истории немало примеров, когда власть в той или иной стране захватывали самозванцы, выдававшие себя за настоящих правителей. Были такие случаи и на Руси. Первый из них произошёл в 1605 году, когда на московском престоле оказался Лжедмитрий Первый.
Официально принято считать, что Лжедмитрий Первый родился приблизительно в 1581 году в Галиче (Костромской волости). Имя ему при рождении дали - Юрий, а отец его был дворянин из хорошего, но обедневшего литовского рода Нелидовых, звали его Богдан Отрепьев. Стало быть, будущий Лжедмитрий был Юрий Богданович, а Григорий, вероятно, был одним из вариантов имени Юрий. Отрепьев недолгое время служил в приказе, на довольно ничтожной должности, а потом постригся в монахи. Не от большой веры, - а просто чтобы спрятаться в монастыре от отцовского гнева, ибо пьянствовал Григорий Богданыч, подворовывал, да и вообще примерным поведением не отличался.
В 1601-м году Григорию удалось обосноваться в Чудовом монастыре в Москве. Будучи грамотным и обладая каллиграфическим почерком, молодой человек получил в нём должность переписчика книг. Именно здесь и возникает у Отрепьева идея выдать себя за преждевременно умершего наследника московского престола царевича Дмитрия. Григорий был приблизительно такого же возраста, как и младший сын Иоанна IV, и даже имел сходство с ним. Прямо скажем, не красавец. Да вот Александр Сергеевич Пушкин не даст соврать. Он, работая над исторической драмой «Борис Годунов», немало перечитал архивных материалов, и вот какова найденная им портретная характеристика Гришки: «А лет ему от роду двадцать. А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие; на щеке бородавка, на лбу другая». Еще его лицо "украшал" крупный, напоминающий башмак, нос, и был он мрачным и задумчивым, однако обладал недюжинной физической силой и с лёгкостью мог согнуть голыми руками подкову.
Итак, Отрепьев сбежал из монастыря. Попав в Польшу, он тайно принял католическую веру и провозгласил себя законным наследником российского престола, заручившись поддержкой короля Сигизмунда III. А поддержка ему была очень нужна: он задумал ни много ни мало сесть на российский престол. Лжедмитрий пообещал отдать Речи Посполитой часть западно-русских земель. А воеводе Ежи Мнишеку обещаны были Псков и Новгород, да еще тысяча злотых в придачу. А дочь воеводы, красавица Марина, должна была стать женою царя, русскою царицею, - поди плохо?! Кстати, Марина, к которой сватались многие европейские вельможи, согласилась пойти за Отрепьева не потому, что полюбила его горячо, - мы же помним, что красавцем он не был, - а потому что почуяла в нем такого же авантюриста, какою была и сама, такого же отчаянного и харизматичного человека, готового на риск.
Осенью 1604 года Отрепьеву удалось подчинить себе ряд русских городов и осесть в Путивле. Именно здесь он и обосновался со своим правительством. В апреле 1605 года внезапно умер Борис Годунов, и его наследнику, сыну Федору, не удалось удержаться на троне. Убили его бояре по приказу Лжедмитрия. Оказавшись при власти, новоиспечённый правитель – надо признать – намеревался серьезно изменить жизнь своих подданных. Он успел официально запретить взяточничество, приказал вернуть из ссылки людей, пострадавших при Годунове, провёл реорганизацию армии и увеличил жалованье всем, кто находился на службе. Также он облегчил участь крепостных крестьян, освободил юг России от налогов и отобрал земельные наделы у монастырей. Конечно же, внутренняя политика Лжедмитрия была направлена на усиление польского влияния во всех сферах жизни государства. Он строил костёлы, организовал Тайную канцелярию, в состав которой входили поляки. При самозванце Боярская Дума была переименована в Сенат, а возле Кремля началось строительство деревянного дворца с потайными ходами. Ну, и к войне с турками начал готовиться.
Однако очень скоро потерял поддержку народа Лжедмитрий. Уж больно много он развлекался, любил охоту и красивых женщин. Православный люд крайне недоволен был внедрением католичества в русских землях, а особенно - бракосочетанием правителя с Мариной Мнишек, проведённым по католическому обряду. Во время празднования в Москву съехалось много поляков, которые, изрядно подвыпив, грабили прохожих и врывались в дома. да и всякие иностранные новшества, внедряемые правителем в жизнь россиян, казались им бесовскими забавами. Ишь, удумал чего: вилками бояр есть заставлял! На свадебном пиру русские дворяне впервые увидели сей столовый прибор у своих тарелок (до этого-то ели только ложками да, помоги Бог, руками!). Показалось православному народу, что вилка, которая была тогда двузубой, напоминает дьявольские рога. А шахматы, в которые новый государь обожал играть и намеревался эту игру ввести в повседневный обиход?! Зачем им нужны были эти самые шахматы? Ну и что, что они ум тренируют! Ну и что, что Иван Грозный тоже их очень любил и умер, говорят, за шахматной доской! Простому человеку шахматы ни к чему, только в азарт вводят, не хуже хмельного зелья действуют. Долой шахматы, да и полно!
17 мая 1606 года князь Василий Шуйский поднял в Москве восстание, в результате которого Лжедмитрий и его сторонники были убиты. Люди, обозлённые произволом самозванца, долго глумились над его телом, а затем сожгли его и, зарядив пеплом пушку, выстрелили из неё в направлении Речи Посполитой. Так бесславно закончил свои дни Лжедмитрий Первый. После него были и Лжедмитрий Второй, и даже Лжедмитрий Третий, но те не оставили по себе глубокого следа в памяти народной. А вот о Гришке Отрепьеве, кроме Пушкина, и Лопе де Вега писал, и Островский, и Рильке, и Цветаева, и Мусоргский, и в русском фольклоре он остался – в виде раешной куклы, которую бродячие скоморохи на руку надевали. Звали эту куклу «Гришка-расстрижка» и выглядела она как веселый чертик с рожками.
https://www.culture.ru/movies/34/smuta-perekhod-v-novoe-vremya
https://kids.slavbibl.ru/projects/audioteka