Федор Августович Степун, замечательный русский мыслитель и литературный критик, однажды заметил, что русской литературе чуждо было то представление, которое известно и распространено на Западе – «искусство для искусства». Русская литература либо страдает, либо призывает, либо куда-то ведет, наставляет, учит. Со всеми плюсами, вытекающими отсюда, и минусами.
Вот Чехов не подпадал ни под одну из этих категорий: он не учил, не наставлял, не призывал, не отговаривал, он – изображал. Чехов – завершитель «великой русской литературы» – на протяжении всей творческой жизни прилежно следовал пониманию литературы её зачинателя – Пушкина, который считал, что она есть «изображение человека и Мира в слове». Чехов есть идеальнейший пример свободного художника не только в литературе русской, но и мировой.
Этот «пример» и стал центральной темой очередной лекции из цикла «Время читать», состоявшейся 15 марта в Центральной детской библиотеке для старшеклассников «СОШ №10».